ПАНЦУЙ !! ( ПЕРВЫЙ КОРЕНЬ)
Добавлено: 07 янв 2019, 09:49
Скопировал с ганзы.
Автор: участник под ником Русский самурай
ПАНЦУЙ !! ( ПЕРВЫЙ КОРЕНЬ)
<Однажды,
раз в шесть или в десять лет,
ровно в полночь
молния бьет в таежный родник.
И он исчезает.
А наутро из-под земли восходит женьшень.
В этот день
тигрица рождает белых тигрят,
женщина рожает ребенка с волнистыми волосами,
которому суждено стать
большим человеком.. >
( Удэгейская легенда)
А вот послушай: Как я впервые на корнёвку ходил: Жили мы тогда в небольшом леспромхозовском посёлке, в горах Сихотэ-Алиня. В красивом месте - тут тебе и горная речка - Фудзин, приток Уссури, и тайга хвойная, дремучая, и светлый лес, широколиственный, и полянки, и скалы. Нарзановые источники рядом, да что там рядом - в домах колонки ставили, так вместо воды иногда нарзан шёл. Такой резкий, что три глотка подряд не сделаешь, слезу вышибал.
Народ в поселке помимо работы ещё и тайгой жил. Семьи были большие, детей много, а зарплата в леспромхозе хоть и не совсем малая, но всё же без подспорья в виде огорода, домашнего хозяйства и таёжного промысла нелегко было бы, ой как нелегко. Да и как не брать из тайги, когда она - вот, рядом. Тайга все давала: и орехи, и грибы, и ягоды, и мясо. В речке рыба водилась: хариус, ленок и таймень. Ох и хороша была рыбка: Но добывали всё разумно, без баловства: маток и оленят не били, в воде не пакостили - рыбу брали без паскудства, как сейчас делают: электроудочками, химией или сплошными сетями с мелкой ячеёй.
Так вот, был ещё один промысел таёжный - <корнёвка>, это когда женьшень добывали. Сумасшедшие деньги можно было заработать, огромные по тем временам, шутка ли - за хороший корень больше тысячи рублей выручали. Но ходили за панцуем не все, секреты были в этом ремесле. Не каждому в руки он давался. Да. Иной и за всю жизнь ни одного корешка не выкопает. Не фартовый, значит, человек. А к другому женьшень в руки чуть ли не сам идёт, как ни пойдет корневать - так удача. Ещё были такие, что в одиночку ничего не находили, а если артелью пойдут - он найдет панцуй, остальные - ничего, хоть плачь, хоть смейся. Оттого и легенды всякие ходили, что панцуй прятаться может, что амба его охраняет: Много чего говорили.
- Собирайся, завтра в тайгу с нами, - отец мне говорит, - на корнёвку, будешь в таборе помогать. На <четверть> идёшь! - торжественно, со значением, сказал.
<На четверть!> - обомлел я. Это значило, что с <паем> меня берут, одна четвертая от доли взрослого - моя. Не бездельничать иду! Добытчиком! <Оказывают высокое доверие>, как раньше говорили. Загордился :.Важный хожу весь такой и на брата-близнеца своего поглядываю свысока - его-то не берут. Маленький ещё, значит, не вырос, хоть и в один день родились. Братан насупленный сидит, но не протестует. Знает, что не возьмут, потому что наказан, вышел из доверия - два дня назад упаковал в орудийную гильзу украденный у старшего брата порох, приладил бикфордов шнур , сплющил топором (!) горловину гильзы и взорвал это чудо пиротехники прямо под стеной поселкового клуба. В клубе кино как раз показывали про войну. Вот он звуковой эффект и сотворил.. Стёкла в местном очаге культуры отец на другой день поставил.
Вечером во дворе у нас, в беседке, собралось < кумпанство>: отец, старший брат мой, дед Иван и китаец Лёша Пин Чен - наш китаец, местный. Дед Иван - из старообрядцев, могучий мужик. Раньше, в двадцатые годы, он <хунхузил> : грабил в тайге <косачей> и < лебедей> - так звали китайцев и корейцев, которые забредали на нашу территорию и промышляли в лесу: золотишко мыли, корень копали, кабарожьи <пупы> сушили, панты варили.. Хунхузы стерегли промышленников, а когда те шли с добычей - убивали. За убийства этих лесных <иностранцев> в те времена наказывали не очень жестоко, за одного <лебедя> или <косача> давали два-три месяца тюрьмы. Дед Иван отсидел четыре с половиной года, но клялся , что отбывал наказание только за грабёж.
Сидели все в беседке и совещались. Пили чай, причем дед Иван из своей кружки - староверы <мирской> посудой не пользуются. Я на правах участника похода тоже со взрослыми - слушаю внимательно... Послушать было что - Пин Чен и дед Иван слыли матёрыми корнёвшиками..
- Ну что, решили? На Тумбайдзы пойдем, значит:По <хаошухам> пробежимся, - хлопнул ладонью по столу старовер, - зарубки старые, лет шестьдесят им будет. Помню я, по Юшангоу хаживал, за два дня три < упие> взял, - ударился в воспоминания старый хунхуз. - Хорошие времена были, фартило мне тогда. Вот бы сейчас:- дед мечтательно закатил глаза.
- Кх.. Это когда тебе фартило так? Перед коллективизацией? - ехидно полюбопытствовал батя. - Лёша, - обратился отец к Пин Чену, изображая тревогу на лице, - ты поосторожнее с Матвеичем в лесу, подальше держись от него. Как бы он за старое не взялся.
Все, в том числе и Иван, засмеялись. Я не понимал, о чем идет речь, но на всякий случай тоже хихикнул. Вроде как подчеркнул, что к старшим уважение имею, в беседу особо не лезу, но соображаю, что к чему.
Так как женьшеневый промысел местное население переняло у китайцев, терминология корнёвщиков изобиловала китайскими словами: < хаошухау> - это зарубки и затёсы на деревьях, своеобразный язык знаков для копателей, женьшень - <панцуй> или < панча>, однолистный корень, самый молодой - < почяньза>, двухлистный - <альтязя>, трёхлистка - < тантязя>. Тантязя - это уже корень товарный, двадцатилетнего возраста. Четырехлистовка - <ципие>, пятилистовый - <упие>, не моложе шестидесяти лет, а уж при шести листах растение - это <липие>, старше ста лет. Найти панцуй-липие - мечта каждого корнёвщика.. Это было целое состояние.. Но дело не только в деньгах - это еще и слава:
:Дорога заняла весь день:Табор поставили на северном пологом склоне распадка. Изумительно красив смешанный дальневосточный лес: кряжистые дубы, стройные ясени, липа, дикая груша, абрикос, амурский бархат, лохматая чёрная берёза, разнотравье из цветов всяких, даже орхидеи растут. И над всем этим великолепием возвышаются красавцы кедры - с красными колоннами стволов и черно-зелёными кронами. Речушка внизу журчит, ясное дело. Кто же лагерь далеко от воды будет ставить.
- Ты походи завтра по распадочку, походи, - дед Иван поворошил веткой рдеющие угли затухающего костра, - мы-то на весь день уходим, что тебе на таборе делать до вечера? Где береза растёт - даже не ищи , не любит панцуй берёзу. К липе жмись, к кедру. Если родник бьет или место сырое - уходи сразу, не будет его. И на полянах, где солнышко напрямую играет по траве, тоже не будет, время только потеряешь. Да что я тебе рассказываю, сам знаешь, в тайге живешь. Тебе сколько годов? Двенадцать? О-о-о, я в двенадцать лет уже:Аккурат перед русско-японской дело было.. - завёл дед Иван свою привычную песню:
- Спать! Спать! - на правах <капитана>, выборного старшины артели, прикрикнул на всех Пин Чен. - Завтра <ходи-ходи> много!
Снился мне в эту ночь сон, что нашел я панцуй о тридцати листах, стебель которого был выше человеческого роста:
- Вставай, уходим мы уже, - отец, приподняв полог палатки, тряс меня за ногу, - просыпайся, комендант. - Сбегай на плёс, попробуй на чилима покидать, есть хариус, есть.. Долго не рыбачь, порядок в таборе за тобой, не забывай. Ужин к восьми часам приготовь, дров натаскай и дымокуры разложи. Ну, с Богом:.
Солнце уже позолотило верхушки деревьев, разноголосо гомонили невидимые в густой листве лесные птахи, остатки ночного тумана лениво сползали по распадку вниз, к речке - по всем приметам день обещал быть жарким. Это означало, что гнуса не будет. Боится он солнца.
Гнус - маленькая, мельчайшая , почти невидимая человеческому глазу мошка - вот что самое страшное в тайге. Это настоящие кровопийцы-мучители. Как только садится солнце - начинается время гнуса. Рассказать о мучениях, которые доставляет эта дрянь , невозможно, ещё таких слов не придумали. Она проникает всюду: в волосы, под одежду, лезет в рот, в глаза. Тело начинает зудеть, чесаться, на ногах и руках появляются кровавые расчёсы . Иной раз человека трудно узнать - до того опухает от укусов лицо. Каждый борется с кровопийцами как может: натираются керосином, черемшой, постным маслом, экипировку защитную используют, всякие накомарники, шляпы пчеловодов с сеткой. Но толку мало. Пока ты в движении - еще ничего, терпимо, только остановился - как будто серая пелена тебя окружает, облачко полупрозрачное. В таборе от мошки спасались следующим образом: делали специальные костры-дымокуры, палатки окуривались дымом, а потом полог открывали, чтобы гнус на воздух вылетал. Горе, да и только, прямо казни египетские. Одно хорошо - в августе ночи в горах уже прохладные и мошки не так много, как в июле.
По реке даже и не ходил, не облавливал ни ямы, ни перекаты - хватило той рыбы, что на плёсе взял. Зашел по колено в воду и давай время от времени камни на дне шевелить ногой: Муть поднимается, мусор всякий, что под камнями был. И хариус подходит , ищет корм . А тут и я - вот вам чилимчика-ручейника, на крючке.
Рыбу почистил, присолил, крапивой переложил. Дров наготовил, посуду помыл, всё - до вечера свободен. Можно и корневать.
Собрался по настоящему: на ногах ичиги, обувь такая легкая, из кожи, спереди - фартук специальный, чтобы росу отбивать, а сзади, к поясу привязанная - барсучья шкура. Нужная вещь в тайге шкура , где захотел, там и присел отдохнуть:И не застудишь поясницу. На голову платок повязал, на манер удэгейцев, в руке сабарган - посох, чтобы траву разгребать. Берегись, панцуй..
:Брожу я по распадку.. А вокруг - красота:Воздух густым кажется от аромата трав , словно не дышишь им, а пьешь его, как сладкое вино ..Голова кружится, честное слово.. Подлесок буйный, цветы разные, яркие, крупные, ягоды шиповника алеть начинают, кислица тут же, таволга, виноградные лозы оплели всё.. И где-то женьшень прячется. Все растения как бы кичатся, красуются собой: <вот я какой:а я какой.. а я лучше, заметь меня:нет, меня:я красивей.. >. А панцуй прячется: невзрачный , тоненький стебелек с крохотной розеткой из красных ягодок и несколькими пятипалыми листьями. Ага, найдёшь его, держи карман шире. Унывать я начал.
:Зашлось сердце у меня - панцуй ! Панцуй! Вот он: ягодки красные на стебле, листья на пятерню похожи. Большой ! Старый ! А листьев вроде как больше шести ! Это что же такое? Триста лет ему ? Всем нос утёр! Эх, вы, корнёвщики! Вот я - корнёвщик!
- Панцуй ! - падаю перед ним..
И утыкаюсь лицом в горную петрушку или, как у нас её зовут - <обманку>.. Похожа на женьшень издалека, очень похожа. Какое подлое растение.. Заплакал я, обидно, словно обворовали меня...
- О! Молодец! Порядок в гарнизоне ! Мы два тантязи нашли. А у тебя что ? Ходил ? - старший брат бережно вытаскивал из рюкзака конверты, сделанные из бересты.
- Ходил. Нет ничего. - буркнул я в ответ и ушел в палатку, даже корни не стал смотреть.
За четыре последующих дня не нашел ни одного корня. Ни одного, даже почяньзу, однолистку. А <кумпанство> каждый день по два-три панцуя. Правда, мелковаты были. Из десятка корней два -ципие, остальные - тантязы.
Утром уходили домой, ждали нас в этот день . Отдохнуть надо было, устали , пооборвались. И корень необходимо сдать, чтобы не сох, в весе не терял.
Идет артель , не особенно торопится, переговаривается на ходу. Я последний иду, настроения никакого, ясно дело. С чего радоваться ? Корня не нашел, получается что прокашеварил всю корнёвку без толку. Стыдно, обидно. Да и вообще. Невезучий я.
Впереди меня дед Иван пыхтит, тяжеловато ему уже по тайге лазить, но не сдается, молодец.
Опа! Вот он ! Трехлистка! Как же они шли ? Как не увидели ? Рядом совсем проходили, друг за другом идём.
- П А Н Ц У Й ! ! ! - кричу и глаз с растения не свожу, чтобы не убежал корень.
- Шима пануй? :Шима панцуй? ..Шима панцуй? Какой корень ? - радостными голосами все, чуть ли не хором загалдели, очень они за меня переживали, жалели, что не шел женьшень ко мне:
Остановились, но не поворачиваются. Всё, как положено, пока нашедший не назовет корень - смотреть нельзя.
- Тантязя: - еле слышно сиплю сорванным голосом, - Тантязя:
- Сподобился! - дед Сотников размашисто перекрестился двуперстием. - Наконец-то ! Нашёл:Надо вокруг посмотреть, может еще где есть.
Мне копать корень не доверили. Сказали: смотри и учись. Я сидел на свернутой палатке, прислонясь спиной к кедровому стволу. Рядом, на старой валежине, расположился дед Иван Сотников.
- Запомни - никакого железа. Не любит панцуй железа. Только дерево или лопаточки костяные. Шире, шире берите! - Матвеич наблюдал, как Пин Чен и батя деревянными кольями рыхлили землю вокруг женьшеня. - По метру отступай вокруг!
- Смотри: начали вокруг корня аккуратно: к корню близко не подходят, нельзя.. вот сейчас будут глубже.. Николаевич! Тащи ком наверх! Запоминай: можно вокруг обкопать и комок земли вместе с корнем вытащить. Но это не всегда:Можно и сразу сверху снимать землю.. палочками.. но осторожно:где мочки - там кисточкой:а отец твой, видишь, помазок для бритья приспособил вместо кисточки. Повредишь отростки , приемщик сразу цену скинет, христопродавец. Прости меня, Господи , за лай, - дед опять наложил на себя крестное знамение.
- Панцуй.. - прохрипел я.
- А как же, панцуй. Хороший панцуй ты нашел. Вот! Смотри, мужской корешок, <ноги> есть, <шея> хорошая. Граммов тридцать будет.
- Деда, а что было, когда в <цепочке> кто-нибудь панцуй не углядел , пропустил?
- Били, ой как били:Сабарганами били, да по спине.. - старовер почесал поясницу , - под Иманом, помню, в тридцать пятом:
-Панцуй.
- Да, вот такой он:
- Панцуй. Иван Матвеевич, повернись спиной, я тебя палкой по хребту перетяну, обычай соблюдать надо, сам учил.
- Ты что это надумал ? Старика позорить ? Я корень не увидел ? Так ты это.. отца давай: Он первый шел по тропе.
- Панцуй. Деда, скажи - < шима панцуй> - я засмеялся.
- Зачем ?
- Надо, обычай такой, ты же меня учил.
- Николаич ! Что-то с мальцом неладное! Устал с непривычки, заговаривается.
- Па-а-а-нцу-у-й.. - я плакал и смеялся. - Дед, ну скажи.. <шима панцуй>:.
- Шима панцуй ? - Матвеевич тревожно смотрел на меня.
- ПАНЦУЙ-УПИЕ, - глядя деду в ноги, я медленно начал ритуальное приветствие. - Не уходи от меня:пришел к тебе с чистым сердцем:и добрыми мыслями:.
- Ой-ой-ой:- запричитал старый таёжник, - плохо дело, свихнулся. Ой-ой, горе какое:
- ПАНЦУЙ-УПИЕ, - ткнул я посохом Сотникову в его ичиги. - Ты же , считай, сидишь на нём. Давай, вставай, спиной поворачивайся. Бить буду.
В ногах у деда Ивана, примятый подошвами его собственной обуви, лежал зелёный стебель женьшеня, украшенный розеткой пурпурных ягод и пятью разлапистыми листьями.
Через три дня, в той же самой беседке, где разрабатывался план похода, <кумпанство> подводило итоги экспедиции: делили деньги и пили водку. Я, конечно, водку не пил. Не пил и Сотников - староверы не употребляют < казенку>, дед принес с собой ведро медовухи и кружку.
- Вот я сразу понял, что фартовый ты ! Вот как посмотрел на тебя, так сразу и определил! Говорю отцу твоему: - а возьмем Женьку с нами! А он ни в какую! - Матвеич украдкой от всех плеснул мне в чайную чашку медовухи. - А я ему говорю : - ой, прогадаешь:
- Иван Матвеевич, Вы бы завтра зашли, я сметаны глечик вам приготовлю, - сказала моя мама, - угоститесь.
- :Так ум, ум же видно у него, не по годам хлопец смышленый! Казак растёт! - воодушевленный завтрашним глечиком, заревел на всю улицу дед, - и к старшим уважение имеет! - Сотников почесал поясницу.
- И маслица свеженького возьмёте, дядя Ваня, - мать с умилением смотрела, как я неторопливо отхлёбываю <чай> из своей чашки.
- А если бы не я! - заорал Матвеич. - Ведь он и птиц, и зверей понимает! Большой человек будет ! Лесничим станет!
Птичий язык я не понимал, врал хитрый старик. Но однажды рябчики помогли мне найти женьшень. Но об этом - в следующий раз.
Автор: участник под ником Русский самурай
ПАНЦУЙ !! ( ПЕРВЫЙ КОРЕНЬ)
<Однажды,
раз в шесть или в десять лет,
ровно в полночь
молния бьет в таежный родник.
И он исчезает.
А наутро из-под земли восходит женьшень.
В этот день
тигрица рождает белых тигрят,
женщина рожает ребенка с волнистыми волосами,
которому суждено стать
большим человеком.. >
( Удэгейская легенда)
А вот послушай: Как я впервые на корнёвку ходил: Жили мы тогда в небольшом леспромхозовском посёлке, в горах Сихотэ-Алиня. В красивом месте - тут тебе и горная речка - Фудзин, приток Уссури, и тайга хвойная, дремучая, и светлый лес, широколиственный, и полянки, и скалы. Нарзановые источники рядом, да что там рядом - в домах колонки ставили, так вместо воды иногда нарзан шёл. Такой резкий, что три глотка подряд не сделаешь, слезу вышибал.
Народ в поселке помимо работы ещё и тайгой жил. Семьи были большие, детей много, а зарплата в леспромхозе хоть и не совсем малая, но всё же без подспорья в виде огорода, домашнего хозяйства и таёжного промысла нелегко было бы, ой как нелегко. Да и как не брать из тайги, когда она - вот, рядом. Тайга все давала: и орехи, и грибы, и ягоды, и мясо. В речке рыба водилась: хариус, ленок и таймень. Ох и хороша была рыбка: Но добывали всё разумно, без баловства: маток и оленят не били, в воде не пакостили - рыбу брали без паскудства, как сейчас делают: электроудочками, химией или сплошными сетями с мелкой ячеёй.
Так вот, был ещё один промысел таёжный - <корнёвка>, это когда женьшень добывали. Сумасшедшие деньги можно было заработать, огромные по тем временам, шутка ли - за хороший корень больше тысячи рублей выручали. Но ходили за панцуем не все, секреты были в этом ремесле. Не каждому в руки он давался. Да. Иной и за всю жизнь ни одного корешка не выкопает. Не фартовый, значит, человек. А к другому женьшень в руки чуть ли не сам идёт, как ни пойдет корневать - так удача. Ещё были такие, что в одиночку ничего не находили, а если артелью пойдут - он найдет панцуй, остальные - ничего, хоть плачь, хоть смейся. Оттого и легенды всякие ходили, что панцуй прятаться может, что амба его охраняет: Много чего говорили.
- Собирайся, завтра в тайгу с нами, - отец мне говорит, - на корнёвку, будешь в таборе помогать. На <четверть> идёшь! - торжественно, со значением, сказал.
<На четверть!> - обомлел я. Это значило, что с <паем> меня берут, одна четвертая от доли взрослого - моя. Не бездельничать иду! Добытчиком! <Оказывают высокое доверие>, как раньше говорили. Загордился :.Важный хожу весь такой и на брата-близнеца своего поглядываю свысока - его-то не берут. Маленький ещё, значит, не вырос, хоть и в один день родились. Братан насупленный сидит, но не протестует. Знает, что не возьмут, потому что наказан, вышел из доверия - два дня назад упаковал в орудийную гильзу украденный у старшего брата порох, приладил бикфордов шнур , сплющил топором (!) горловину гильзы и взорвал это чудо пиротехники прямо под стеной поселкового клуба. В клубе кино как раз показывали про войну. Вот он звуковой эффект и сотворил.. Стёкла в местном очаге культуры отец на другой день поставил.
Вечером во дворе у нас, в беседке, собралось < кумпанство>: отец, старший брат мой, дед Иван и китаец Лёша Пин Чен - наш китаец, местный. Дед Иван - из старообрядцев, могучий мужик. Раньше, в двадцатые годы, он <хунхузил> : грабил в тайге <косачей> и < лебедей> - так звали китайцев и корейцев, которые забредали на нашу территорию и промышляли в лесу: золотишко мыли, корень копали, кабарожьи <пупы> сушили, панты варили.. Хунхузы стерегли промышленников, а когда те шли с добычей - убивали. За убийства этих лесных <иностранцев> в те времена наказывали не очень жестоко, за одного <лебедя> или <косача> давали два-три месяца тюрьмы. Дед Иван отсидел четыре с половиной года, но клялся , что отбывал наказание только за грабёж.
Сидели все в беседке и совещались. Пили чай, причем дед Иван из своей кружки - староверы <мирской> посудой не пользуются. Я на правах участника похода тоже со взрослыми - слушаю внимательно... Послушать было что - Пин Чен и дед Иван слыли матёрыми корнёвшиками..
- Ну что, решили? На Тумбайдзы пойдем, значит:По <хаошухам> пробежимся, - хлопнул ладонью по столу старовер, - зарубки старые, лет шестьдесят им будет. Помню я, по Юшангоу хаживал, за два дня три < упие> взял, - ударился в воспоминания старый хунхуз. - Хорошие времена были, фартило мне тогда. Вот бы сейчас:- дед мечтательно закатил глаза.
- Кх.. Это когда тебе фартило так? Перед коллективизацией? - ехидно полюбопытствовал батя. - Лёша, - обратился отец к Пин Чену, изображая тревогу на лице, - ты поосторожнее с Матвеичем в лесу, подальше держись от него. Как бы он за старое не взялся.
Все, в том числе и Иван, засмеялись. Я не понимал, о чем идет речь, но на всякий случай тоже хихикнул. Вроде как подчеркнул, что к старшим уважение имею, в беседу особо не лезу, но соображаю, что к чему.
Так как женьшеневый промысел местное население переняло у китайцев, терминология корнёвщиков изобиловала китайскими словами: < хаошухау> - это зарубки и затёсы на деревьях, своеобразный язык знаков для копателей, женьшень - <панцуй> или < панча>, однолистный корень, самый молодой - < почяньза>, двухлистный - <альтязя>, трёхлистка - < тантязя>. Тантязя - это уже корень товарный, двадцатилетнего возраста. Четырехлистовка - <ципие>, пятилистовый - <упие>, не моложе шестидесяти лет, а уж при шести листах растение - это <липие>, старше ста лет. Найти панцуй-липие - мечта каждого корнёвщика.. Это было целое состояние.. Но дело не только в деньгах - это еще и слава:
:Дорога заняла весь день:Табор поставили на северном пологом склоне распадка. Изумительно красив смешанный дальневосточный лес: кряжистые дубы, стройные ясени, липа, дикая груша, абрикос, амурский бархат, лохматая чёрная берёза, разнотравье из цветов всяких, даже орхидеи растут. И над всем этим великолепием возвышаются красавцы кедры - с красными колоннами стволов и черно-зелёными кронами. Речушка внизу журчит, ясное дело. Кто же лагерь далеко от воды будет ставить.
- Ты походи завтра по распадочку, походи, - дед Иван поворошил веткой рдеющие угли затухающего костра, - мы-то на весь день уходим, что тебе на таборе делать до вечера? Где береза растёт - даже не ищи , не любит панцуй берёзу. К липе жмись, к кедру. Если родник бьет или место сырое - уходи сразу, не будет его. И на полянах, где солнышко напрямую играет по траве, тоже не будет, время только потеряешь. Да что я тебе рассказываю, сам знаешь, в тайге живешь. Тебе сколько годов? Двенадцать? О-о-о, я в двенадцать лет уже:Аккурат перед русско-японской дело было.. - завёл дед Иван свою привычную песню:
- Спать! Спать! - на правах <капитана>, выборного старшины артели, прикрикнул на всех Пин Чен. - Завтра <ходи-ходи> много!
Снился мне в эту ночь сон, что нашел я панцуй о тридцати листах, стебель которого был выше человеческого роста:
- Вставай, уходим мы уже, - отец, приподняв полог палатки, тряс меня за ногу, - просыпайся, комендант. - Сбегай на плёс, попробуй на чилима покидать, есть хариус, есть.. Долго не рыбачь, порядок в таборе за тобой, не забывай. Ужин к восьми часам приготовь, дров натаскай и дымокуры разложи. Ну, с Богом:.
Солнце уже позолотило верхушки деревьев, разноголосо гомонили невидимые в густой листве лесные птахи, остатки ночного тумана лениво сползали по распадку вниз, к речке - по всем приметам день обещал быть жарким. Это означало, что гнуса не будет. Боится он солнца.
Гнус - маленькая, мельчайшая , почти невидимая человеческому глазу мошка - вот что самое страшное в тайге. Это настоящие кровопийцы-мучители. Как только садится солнце - начинается время гнуса. Рассказать о мучениях, которые доставляет эта дрянь , невозможно, ещё таких слов не придумали. Она проникает всюду: в волосы, под одежду, лезет в рот, в глаза. Тело начинает зудеть, чесаться, на ногах и руках появляются кровавые расчёсы . Иной раз человека трудно узнать - до того опухает от укусов лицо. Каждый борется с кровопийцами как может: натираются керосином, черемшой, постным маслом, экипировку защитную используют, всякие накомарники, шляпы пчеловодов с сеткой. Но толку мало. Пока ты в движении - еще ничего, терпимо, только остановился - как будто серая пелена тебя окружает, облачко полупрозрачное. В таборе от мошки спасались следующим образом: делали специальные костры-дымокуры, палатки окуривались дымом, а потом полог открывали, чтобы гнус на воздух вылетал. Горе, да и только, прямо казни египетские. Одно хорошо - в августе ночи в горах уже прохладные и мошки не так много, как в июле.
По реке даже и не ходил, не облавливал ни ямы, ни перекаты - хватило той рыбы, что на плёсе взял. Зашел по колено в воду и давай время от времени камни на дне шевелить ногой: Муть поднимается, мусор всякий, что под камнями был. И хариус подходит , ищет корм . А тут и я - вот вам чилимчика-ручейника, на крючке.
Рыбу почистил, присолил, крапивой переложил. Дров наготовил, посуду помыл, всё - до вечера свободен. Можно и корневать.
Собрался по настоящему: на ногах ичиги, обувь такая легкая, из кожи, спереди - фартук специальный, чтобы росу отбивать, а сзади, к поясу привязанная - барсучья шкура. Нужная вещь в тайге шкура , где захотел, там и присел отдохнуть:И не застудишь поясницу. На голову платок повязал, на манер удэгейцев, в руке сабарган - посох, чтобы траву разгребать. Берегись, панцуй..
:Брожу я по распадку.. А вокруг - красота:Воздух густым кажется от аромата трав , словно не дышишь им, а пьешь его, как сладкое вино ..Голова кружится, честное слово.. Подлесок буйный, цветы разные, яркие, крупные, ягоды шиповника алеть начинают, кислица тут же, таволга, виноградные лозы оплели всё.. И где-то женьшень прячется. Все растения как бы кичатся, красуются собой: <вот я какой:а я какой.. а я лучше, заметь меня:нет, меня:я красивей.. >. А панцуй прячется: невзрачный , тоненький стебелек с крохотной розеткой из красных ягодок и несколькими пятипалыми листьями. Ага, найдёшь его, держи карман шире. Унывать я начал.
:Зашлось сердце у меня - панцуй ! Панцуй! Вот он: ягодки красные на стебле, листья на пятерню похожи. Большой ! Старый ! А листьев вроде как больше шести ! Это что же такое? Триста лет ему ? Всем нос утёр! Эх, вы, корнёвщики! Вот я - корнёвщик!
- Панцуй ! - падаю перед ним..
И утыкаюсь лицом в горную петрушку или, как у нас её зовут - <обманку>.. Похожа на женьшень издалека, очень похожа. Какое подлое растение.. Заплакал я, обидно, словно обворовали меня...
- О! Молодец! Порядок в гарнизоне ! Мы два тантязи нашли. А у тебя что ? Ходил ? - старший брат бережно вытаскивал из рюкзака конверты, сделанные из бересты.
- Ходил. Нет ничего. - буркнул я в ответ и ушел в палатку, даже корни не стал смотреть.
За четыре последующих дня не нашел ни одного корня. Ни одного, даже почяньзу, однолистку. А <кумпанство> каждый день по два-три панцуя. Правда, мелковаты были. Из десятка корней два -ципие, остальные - тантязы.
Утром уходили домой, ждали нас в этот день . Отдохнуть надо было, устали , пооборвались. И корень необходимо сдать, чтобы не сох, в весе не терял.
Идет артель , не особенно торопится, переговаривается на ходу. Я последний иду, настроения никакого, ясно дело. С чего радоваться ? Корня не нашел, получается что прокашеварил всю корнёвку без толку. Стыдно, обидно. Да и вообще. Невезучий я.
Впереди меня дед Иван пыхтит, тяжеловато ему уже по тайге лазить, но не сдается, молодец.
Опа! Вот он ! Трехлистка! Как же они шли ? Как не увидели ? Рядом совсем проходили, друг за другом идём.
- П А Н Ц У Й ! ! ! - кричу и глаз с растения не свожу, чтобы не убежал корень.
- Шима пануй? :Шима панцуй? ..Шима панцуй? Какой корень ? - радостными голосами все, чуть ли не хором загалдели, очень они за меня переживали, жалели, что не шел женьшень ко мне:
Остановились, но не поворачиваются. Всё, как положено, пока нашедший не назовет корень - смотреть нельзя.
- Тантязя: - еле слышно сиплю сорванным голосом, - Тантязя:
- Сподобился! - дед Сотников размашисто перекрестился двуперстием. - Наконец-то ! Нашёл:Надо вокруг посмотреть, может еще где есть.
Мне копать корень не доверили. Сказали: смотри и учись. Я сидел на свернутой палатке, прислонясь спиной к кедровому стволу. Рядом, на старой валежине, расположился дед Иван Сотников.
- Запомни - никакого железа. Не любит панцуй железа. Только дерево или лопаточки костяные. Шире, шире берите! - Матвеич наблюдал, как Пин Чен и батя деревянными кольями рыхлили землю вокруг женьшеня. - По метру отступай вокруг!
- Смотри: начали вокруг корня аккуратно: к корню близко не подходят, нельзя.. вот сейчас будут глубже.. Николаевич! Тащи ком наверх! Запоминай: можно вокруг обкопать и комок земли вместе с корнем вытащить. Но это не всегда:Можно и сразу сверху снимать землю.. палочками.. но осторожно:где мочки - там кисточкой:а отец твой, видишь, помазок для бритья приспособил вместо кисточки. Повредишь отростки , приемщик сразу цену скинет, христопродавец. Прости меня, Господи , за лай, - дед опять наложил на себя крестное знамение.
- Панцуй.. - прохрипел я.
- А как же, панцуй. Хороший панцуй ты нашел. Вот! Смотри, мужской корешок, <ноги> есть, <шея> хорошая. Граммов тридцать будет.
- Деда, а что было, когда в <цепочке> кто-нибудь панцуй не углядел , пропустил?
- Били, ой как били:Сабарганами били, да по спине.. - старовер почесал поясницу , - под Иманом, помню, в тридцать пятом:
-Панцуй.
- Да, вот такой он:
- Панцуй. Иван Матвеевич, повернись спиной, я тебя палкой по хребту перетяну, обычай соблюдать надо, сам учил.
- Ты что это надумал ? Старика позорить ? Я корень не увидел ? Так ты это.. отца давай: Он первый шел по тропе.
- Панцуй. Деда, скажи - < шима панцуй> - я засмеялся.
- Зачем ?
- Надо, обычай такой, ты же меня учил.
- Николаич ! Что-то с мальцом неладное! Устал с непривычки, заговаривается.
- Па-а-а-нцу-у-й.. - я плакал и смеялся. - Дед, ну скажи.. <шима панцуй>:.
- Шима панцуй ? - Матвеевич тревожно смотрел на меня.
- ПАНЦУЙ-УПИЕ, - глядя деду в ноги, я медленно начал ритуальное приветствие. - Не уходи от меня:пришел к тебе с чистым сердцем:и добрыми мыслями:.
- Ой-ой-ой:- запричитал старый таёжник, - плохо дело, свихнулся. Ой-ой, горе какое:
- ПАНЦУЙ-УПИЕ, - ткнул я посохом Сотникову в его ичиги. - Ты же , считай, сидишь на нём. Давай, вставай, спиной поворачивайся. Бить буду.
В ногах у деда Ивана, примятый подошвами его собственной обуви, лежал зелёный стебель женьшеня, украшенный розеткой пурпурных ягод и пятью разлапистыми листьями.
Через три дня, в той же самой беседке, где разрабатывался план похода, <кумпанство> подводило итоги экспедиции: делили деньги и пили водку. Я, конечно, водку не пил. Не пил и Сотников - староверы не употребляют < казенку>, дед принес с собой ведро медовухи и кружку.
- Вот я сразу понял, что фартовый ты ! Вот как посмотрел на тебя, так сразу и определил! Говорю отцу твоему: - а возьмем Женьку с нами! А он ни в какую! - Матвеич украдкой от всех плеснул мне в чайную чашку медовухи. - А я ему говорю : - ой, прогадаешь:
- Иван Матвеевич, Вы бы завтра зашли, я сметаны глечик вам приготовлю, - сказала моя мама, - угоститесь.
- :Так ум, ум же видно у него, не по годам хлопец смышленый! Казак растёт! - воодушевленный завтрашним глечиком, заревел на всю улицу дед, - и к старшим уважение имеет! - Сотников почесал поясницу.
- И маслица свеженького возьмёте, дядя Ваня, - мать с умилением смотрела, как я неторопливо отхлёбываю <чай> из своей чашки.
- А если бы не я! - заорал Матвеич. - Ведь он и птиц, и зверей понимает! Большой человек будет ! Лесничим станет!
Птичий язык я не понимал, врал хитрый старик. Но однажды рябчики помогли мне найти женьшень. Но об этом - в следующий раз.